Президент Алмазбек Атамбаев “Парламенттик демократияны өнүктүрүү: сабактар жана келечеги” аттуу эл аралык илимий-практикалык конференцияда сөз сүйлөдү

Бүгүн, 2015-жылдын 11-июнунда, Кыргыз Республикасынын Президенти Алмазбек Атамбаев “Парламенттик демократияны өнүктүрүү: сабактар жана келечеги” аттуу эл аралык илимий-практикалык конференцияга катышты.
 

Иш-чарага Бириккен Улуттар Уюмунун Башкы катчысы Пан Ги Мун, Кыргыз Республикасынын Жогорку Кеңешинин төрагасы Асылбек Жээнбеков, Кыргыз Республикасынын Жогорку Кеңешинин депутаттары, Россия Федерациясынын, Казакстан Республикасынын жана Тажикстан Республикасынын парламентарийлери, эл аралык уюмдардын жана жарандык коомдун өкүлдөрү жана башкалар  дагы катышышты.

Илимий-практикалык конференциянын жүрүшүндө Кыргыз Республикасынын Президенти сөз сүйлөдү.

Мамлекет башчысынын сүйлөгөн сөзүнүн тексти:

“Урматтуу конференциянын катышуучулары!

Ардактуу коноктор! Чет өлкөлөрдүн парламенттеринин өкүлдөрү, Кыргыз Республикасындагы дипломатиялык миссиялардын жана эл аралык уюмдардын өкүлчүлүктөрүнүн башчылары!

Урматтуу Башкы катчы мырза!

Айымдар жана мырзалар!

Берекелүү Кыргызстан жергесине куш келиңиздер! Бүгүнкү эл аралык конференциянын ишине ийгилик каалайм!

Дүйнөлүк парламентаризмдин пайдубалы болуп эсептелген негизги принциптер Кыргызстандын тарыхында эзелтен эле болгон. Кыргыздарда “Кеңешип кескен бармак оорубайт” деген жакшы кеп бар. Ата-бабаларыбыз орчундуу маселелерди ийри олтуруп, түз кеңешип, Курултайларда ачык талкуулап, чечип келишкен.

Кыргыздар илгертен бери эле элдин эрки менен эсептешпеген жалгыз бир  адамдын бийлик жүргүзүүсүнө жол бербей турган эрежелер менен жашап келген.

Элге сырттан таңууланган жат принциптер жана эрежелер эртеби-кечпи четке кагылган. Эгемендиктин алгачкы 20 жылы ичинде бийлик башындагылардын элдин эркине текебердик кылып, үй-бүлөлүк бийликти орнотуу аракеттери эки жолку революцияга алып келди.

Уважаемые участники международной конференции!

За годы независимости Кыргызстан проходит непростой путь развития парламентской демократии. При старой системе, где не было сдержек и противовесов, Президент назначал Премьер-министра, всех руководителей ключевых государственных и муниципальных органов, но не нёс при этом никакой ответственности.Парламент функционировал в качестве формального органа, который только способствовал узурпации власти. Правительство и вся страна, все государственные органы работали в интересах одной семьи, одного клана.

Путь к кардинальным изменениям системы власти и возрождению Кыргызстана открылся после Апрельской революции и принятия новой Конституции в 2010 году. Началась большая работа по  гармонизации отношений государства и общества. Одним из основных ее направлений стало развитие парламентской демократии.

Процесс становления новой политической системы идет непросто. Однако уже сегодня становятся очевидными ее главные преимущества. Парламент и Правительство Кыргызстана стали полнокровными ветвями государственной власти. Конституция предусматривает вмешательство в их деятельность со стороны Президента только в исключительных ситуациях в качестве арбитра.

Формирующаяся в Кыргызстане система государственного устройства не допускает консолидации всей полноты власти в руках одного человека, либо узкой группы лиц. Система обеспечивает наличие альтернативных политических сил и существенно снижает риски узурпации государственной власти.

Согласно нашей Конституции победившая на парламентских выборах политическая партия может сформировать правительство, но при этом оппозиционным партиям также даны широкие возможности по контролю над деятельностью Правительства.

Такой порядок вещей способствует более конструктивным взаимоотношениям между властью и оппозицией. Другими словами, парламент – это та площадка, где ведется постоянный диалог между властью и оппозицией.

Уважаемые участники конференции!

Перспективы дальнейшего развития парламентской демократии напрямую связаны с нормами избирательной системы. Поскольку от этого непосредственно зависит качественный состав депутатов.

На примере Жогорку Кенеша Кыргызской Республики мы уже можем говорить о некоторых плюсах и минусах пропорциональной избирательной системы. К её несомненным преимуществам можно отнести следующее:

Во-первых: Положениями действующего избирательного законодательства страны закреплен целый ряд избирательных квот, которые должны учитывать политические партии при определении списка кандидатов.

Считаю подобную систему квотирования нашим достижением. Эти законодательные нормы позволяют гарантировать представительство различных слоев населения в Жогорку Кенеше, защищают права национальных меньшинств, права молодежи и гендерное равенство.

Во-вторых: для политических партий Кыргызстана, наряду с республиканским избирательным порогом действует и так называемый региональный избирательный порог.

Это очень важная законодательная норма, которая доказала на практике свою эффективность и обоснованность. Благодаря ей в Жогорку Кенеше нет фракций, сформированных, к примеру, из представителей лишь одного региона.

Данная норма побуждает партийных лидеров искать сторонников по всей стране, способствует консолидации народа Кыргызстана. В условиях нашей страны это чрезвычайно важно.  

Работа по совершенствованию избирательного процесса продолжается и мы считаем, что достигли существенного прогресса в этой работе. На повестке дня стоит главный вопрос – обеспечение справедливости выборов. Ведется активная работа по сбору биометрических данных избирателей, внедрению элементов электронного подсчета голосов. Подавляющее большинство экспертов признают, что с каждым годом выборы в Кыргызстане становятся более демократичными, открытыми и свободными. 

Уважаемые участники конференции!

Говоря о достижениях мы также открыто обсуждаем проблемные вопросы в развитии парламентской демократии в Кыргызстане.

Нельзя не обращать внимания на то, что в стране много людей, которые недовольны нынешним парламентом. Чтобы идти дальше по избранному пути, Жогорку Кенеш должен совершенствовать свою деятельность. В первую очередь, касательно своей основной функции – законодательной.

К сожалению, очень часто Жогорку Кенеш отвлекается на несвойственные для законодательного органа оперативно-хозяйственные вопросы, вторгаясь в компетенцию Правительства и других органов исполнительной власти. А в отдельных случаях депутаты пытаются подменить даже органы прокуратуры и суда, что абсолютно недопустимо. 

В целях дальнейшего развития парламентской демократии необходимо искать пути повышения уровня доверия к Жогорку Кенешу со стороны народа Кыргызстана.

В целом, прошедшие пять лет показали работоспособность новой политической системы. Мы убеждаемся, что большинство препятствий на пути гармонизации отношений государства и общества можно выправить законодательным путем.

Урматтуу конференциянын катышуучулары!

Кадырлуу мекендештерим!

Ушул жылы Кыргызстанда кезектеги парламенттик шайлоо өтөт. Жаңы Жогорку Кеңеш парламентаризмди өнүктүрүүдө тандаган жолунан тайбашы керек. Парламент калктын түрдүү катмарынын кызыкчылыгын коргоп, элдин эркин билдирип турушу зарыл.

Өлкөбүз азыр парламентке мамлекеттик деңгээлде ой жүгүртө билишкен, өлкөнүн, элдин тагдыры үчүн күйүп-бышкан чыныгы кесипкөй-мекенчилдердин шайланып келишине муктаж. Мамлекет үчүн, эл үчүн маанилүү чечимдерди кабыл алууда ар бир кадамын терең талдап, жоопкерчилик менен мамиле кылган депутаттар келиши керек. 

Ошондуктан саясий партияларга парламенттик шайлоодо өлкө тынчтыгын жана элдин биримдигин өз кызыкчылыгынан жогору коюшса деп кайрылат элем.

Биздин милдетибиз – чыныгы демократиялуу, эркин, чынчыл шайлоо өткөрүү. 2010-жылдагы Апрель элдик революциясынан кийин Кыргызстан эли тандап алган демократиялык жолдон тайбастан, алга кадам шилтөө.

Көңүл бурганыңыздар үчүн чоң рахмат!”

 
11-июнь, 2015-жыл
Басып чыгаруу