Президент Алмазбек Атамбаев Кыргыз Республикасынын Жогорку Кеңешинин кезексиз жыйынында сүйлөдү

Кыргыз Республикасынын Президенти Алмазбек Атамбаев бүгүн, 2015-жылдын 6-ноябрында, Кыргыз Республикасынын Жогорку Кеңешинин кезексиз жыйынында сүйлөдү.

Жыйындын жүрүшүндө Кыргыз Республикасынын жаңы Өкмөт мүчөлөрү  ант берүү аземи өткөрүлүп, андан соң Мамлекет башчысы Кыргыз Республикасынын Жогорку Кеңешинин депутаттарынын жана министрлер кабинетинин мүчөлөрүнүн алдында чыгып  сөз сүйлөдү.

Президент Алмазбек Атамбаевдин сөзүнүн тексти:

Урматтуу жыйындын катышуучулары!

Урматтуу депутаттар жана Өкмөт мүчөлөрү!

Урматтуу мекендештерим!

Эң оболу, саясий атаандаштыкта алдыга озуп, Жогорку Кеңешке депутат болуп шайланышкан алты партиянын өкүлдөрүн жеңиши менен, ал эми кыргыз элин шайлоонун ийгиликтүү өтүшү менен чын жүрөктөн куттуктайм!

Бүгүн эл алдында ант беришкен жаңы Өкмөттүн мүчөлөрүн да чын дилимден куттуктайм!

Жолуңар байсалдуу, ишиңиздер ийгиликтүү болсун! 

Урматтуу депутаттар!

Шайлоонун жыйынтыктарын журтубуз да, эл аралык коомчулук да жогору баалашты.

Учурдан пайдаланып, парламенттик шайлоону өткөрүүгө жардам берген өлкөлөргө жана эл аралык уюмдарга, ошондой эле эл аралык байкоочуларга ыраазычылык билдирем.

Парламенттик шайлоону ачык, таза өткөрүү Кыргызстан үчүн тарыхый сыноо болду. Анткени, эки ирет – 2005 жана 2010-жылдары адилетсиз шайлоолор элдик көтөрүлүшкө себеп болгон.

4-октябрдан кийин бүт өлкөбүздө шайлоонун өтүшүнө байланыштуу бир дагы нааразылык митинг  болгон жок. Демек, шайлоо акыйкат өттү.

Урматтуу мекендештер!

Келе жаткан 2016-жылы кыргыз мамлекетинин эгемендик тарыхына 25 жыл толот. Чейрек кылым ичинде көп улуттуу кыргыз эли далай тар жол, тайгак кечүүлөрдөн өтүп, кудайдын жана тарыхтын сыноолорунан абийир менен чыгып, 2010-жылдын апрелинен кийин руханий жана экономикалык кайра жаралууга бет алды.

Кыргызстан региондо саясый, социалдык жана экономикалык эркиндиктер орногон өлкө катары таанылды.

Эл аралык уюмдар Кыргызстанды жакыр өлкөлөрдүн тизмесинен чыгарды. Мамлекеттин энергетикалык, транспорттук көз карандысыздыгын камсыз кыла турган кылым долбоорлору ишке ашырылып жатат.  Аскердик реформа жүрүп жатат.

Биздин тышкы саясатыбыз эң ириде улуттук кызыкчылыктарыбызды камсыздоого багытталган. Тышкы саясаттын ырааттуу жана экономикалык жактан пайдалуу болушу биз үчүн өтө маанилүү.

Жашоо үчүн ыңгайлуу өлкөлөрдүн бүткүл дүйнөлүк рейтингинде Кыргызстан Борбор Азия боюнча биринчи орун алды.

Көч бара-бара түзөлөт деген ушу. Көп улуттуу кыргыз эл өз жолун таап келечек көздөп баратат.

Бирок, албетте, бул жолдо бизди дагы бир топ сыноолор күтүп жатат.

Уважаемые участники заседания!

Дорогие соотечественники!

Кыргызстан переживает переломный этап своего развития. Мы многое сделали за последние пять лет. Чтобы победить бедность и повысить уровень жизни людей. А в результате прошедших                         4 октября парламентских выборов  сделали большой шаг к еще одной нашей цели – народовластию.

 В этот день простые граждане впервые в своей жизни увидели, что именно их голоса решили исход выборов. Что не власть, не кто-то другой, а именно народ определил состав нового Жогорку Кенеша.

Вторым важным итогом прошедших выборов является то, что народ Кыргызстана проголосовал за преемственность. За твердое и последовательное продолжение начатых позитивных преобразований последних пяти лет.

В этой связи считаю необходимым отметить: время показало правильность принятия Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана на период 2013-2017 годы. Благодаря ей удалось обеспечить взаимодействие всех ветвей власти и других государственных органов. Добиться определенной координации их деятельности.

Выдержать курс на укрепление государственной независимости, на отстаивание национальных интересов, на повышение благосостояния граждан. И все это несмотря на сложные взаимоотношения между фракциями прошлого Жогорку Кенеша и ежегодные смены Правительства.

Уважаемые депутаты и члены Правительства!

Очень важно, чтобы и впредь у народа Кыргызстана и руководителей страны всегда была перед собой дорожная карта устойчивого развития, которая не позволит сбиться со стратегического курса. Причем не только на следующие пять лет. Пора разработать и долгосрочную Стратегию развития Кыргызстана, рассчитанную на несколько десятилетий.

Думаю, в ходе реализации нынешней и разработки будущих стратегий развития у нас с вами будет возможность обменяться мнениями по всем сферам жизнедеятельности государства. От экономики, социальной сферы, экологии, обороны и безопасности до государственного устройства, культуры, информации и идеологии.

А сегодня я хотел бы коротко остановиться  лишь на некоторых вопросах деятельности нового парламента страны, которые на данный момент волнуют всех нас и по которым народ Кыргызстана ждет от депутатов Жогорку Кенеша реальных шагов и ответственных решений.

В первую очередь, речь идет о дальнейшем укреплении государственной независимости.  В следующем году мы отмечаем ее 25-летие. Мы входим в очень важный период развития страны. За это время Кыргызстан реально стал страной свободных людей. Однако нельзя сказать, что страна прочно стала на ноги. Для этого нам еще предстоит научиться жить по средствам.

Поэтому, уважаемые депутаты и члены Правительства, ключевой задачей развития Кыргызстана на ближайшие годы становится достижение финансовой и экономической независимости. Это чрезвычайно трудная, но важная и выполнимая цель.

Мировое сообщество перестало считать Кыргызстан бедной страной. В ближайшие два года мы должны научиться жить без грантовой помощи, опираясь только на свои возможности. То есть мы должны начать зарабатывать достаточно средств в бюджет страны и, повторю ещё раз, научиться жить по средствам.

А для этого вы, уважаемые депутаты, должны поставить жесткий заслон на пути популистских решений и законов.

Больше не должно быть таких ситуаций, когда из-за политических игр в парламенте лихорадит экономику всей страны. Или когда принимаются популистские законы, которые буквально пробивают брешь в бюджете страны.

Возьмите, например, наших соседей – Узбекистан и Таджикистан. Не скажу, что их граждане живут лучше наших, но обе эти страны сегодня за свой счет строят даже железные дороги и гидроэлектростанции. За счет бюджета укрепляют оборону своих стран.

К примеру, оборонный бюджет Узбекистана в десятки раз больше нашего. Зато у нас даже некоторые генералы получают доплату за высокогорье, хотя живут в Бишкеке. Да и сам принцип, когда жители сел на высоте двух тысяч метров выходят на пенсию в 40-45 лет вызывает сомнения. Некоторые из этих молодых пенсионеров находят при этом силы на вторую, а то и на третью жену.

При этом пенсионный возраст у жителей Западной и Северной Европы 65-67 лет. А столица Колумбии – город Богота, например, находится на высоте свыше 2600 метров над уровнем моря.

Во всем мире тот, кто не делает отчисления в пенсионный фонд, тот не получает пенсии. У нас 60% населения проживает в сельской местности, а собирают все сельчане вместе 1,3% отчислений в Соцфонд.

И таких примеров много.

Нам надо жить по средствам. И надо зарабатывать эти средства. А значит надо делать всё возможное для того, чтобы спокойно работали все бюджетообразующие предприятия страны.

Надо, наконец, парламенту принять взвешенное окончательное решение по Кумтору без политических игр.

Кроме того, надо сделать всё для того, чтобы в самое ближайшее время заработали на полную мощность Жеруй, Талды Булак Левобережный и другие предприятия. Чтобы Кыргызстан стал раем и для зарубежных инвесторов, и для отечественных предпринимателей.

Для этого необходимо снять все препоны и искусственные преграды на пути бизнеса, а также среднего и малого предпринимательства. Новыми героями кыргызского народа должны стать предприниматели и фермеры. Принцип «разрешено все, что не запрещено» должен стать реальностью, а любое противодействие законному предпринимательству должно восприниматься как деструктивная антинародная деятельность и даже, как предательство национальных интересов Кыргызстана.

Иначе мы не добьемся развития экономики страны, а значит, не добьемся финансовой независимости. А можно ли без финансовой независимости говорить о том, что мы независимая страна?

Уважаемые депутаты!

Считаю очень важным подчеркнуть необходимость слаженной работы коалиции парламентского большинства и не менее востребованную конструктивность со стороны парламентской оппозиции.

Оппозиция нужна в любом государстве. Благодаря Апрельской революции мы в Кыргызстане добились того, что все острые и злободневные вопросы можно теперь обсуждать в Жогорку Кенеше, а не на митингах и пикетах. Оппозиция может и должна помочь нашему государству стать еще стабильнее и еще демократичнее. Совсем недавно представители оппозиции могли собираться только на ипподроме. Это нельзя забывать.

Но создание оппозиции в парламенте не должно стать самоцелью как о том «вопят» некоторые политики и НПО.

Возьмите, к примеру, Германию. Там фактически имеются только две крупные политические силы. Блок ХДС/ХСС и Социал-демократы. Иногда одна из них создает правительство, а другая находится в оппозиции. Но нередко бывает и так, что блок ХДС/ХСС и СДПГ вместе формируют правительство и руководят страной. Как сейчас, например. И ничего, Германия процветает.

Конечно, правящая коалиция также должна оправдывать свое предназначение. Совершенно ненормальная ситуация существовала в прежнем парламенте, когда одна из фракций числилась в составе правящей коалиции, а вела себя как оппозиционная. Так не должно быть!

Коалиция должна работать согласованно со своим Правительством. В развитых парламентских демократиях не бывает такого, чтобы правящая Коалиция вносила несогласованные  внезапные популистские изменения в правительственные и другие законопроекты. Особенно, если это касается законов о налогах и сборах, а также иных законов, предполагающих дополнительные расходы из государственного бюджета.

И еще одно наблюдение, которое не только раздражало  народ Кыргызстана в прошлом Жогорку Кенеше, но и существенно мешало работе всего государственного аппарата. Отдельные министры вынуждены были вынуждены неделями в постоянном режиме находиться в стенах парламента.

А вызовы членов Правительства и иных государственных чиновников  на заседания фракций часто и вовсе оказывались формой давления и шантажа для решения узкопартийных интересов.

Все это абсолютно недопустимо, и я прошу вас, уважаемые депутаты, положить конец этому и внести соответствующие поправки в Регламент Жогорку Кенеша.

Уважаемые депутаты!

Еще одна из ключевых задач, которую нам необходимо решить, - это судебная реформа.

Определенная работа в данном направлении ведется. Правительство постепенно решает вопросы укрепления материальной базы судов. Если в 2012 году республиканским бюджетом было предусмотрено на судебную систему 447,3 млн.сомов, то в проекте на 2016 год закладывается уже 1млрд.136,9 млн.сомов. То есть в два с половиной раза больше, подход совершенно другой.

Почти два года ушло на разработку предложений по совершенствованию судебной системы. Парламент прошлого созыва принял в первом чтении целый пакет законопроектов, подготовленных соответствующими экспертными группами и одобренных Советом по судебной реформе. Надо ускорить их рассмотрение во втором чтении.

Данные законопроекты важны и необходимы, поскольку, таким образом, может быть сформирована целостная система уголовного, гражданского и административного права.

Однако, этого мало, проблема честности и справедливости судей по-прежнему остается самой острой и злободневной. Следует признать, что попытка решить данную проблему путем создания Совета по отбору судей на данный момент пока себя не вполне оправдывает.

Нет достаточной системности и в работе Совета судей, который избирается из числа самих судей. На недостатки в работе и поведении судей он реагирует зачастую лишь после публикаций в СМИ.

Да и сам этот принцип, когда судьи сами решают как наказать себя, кажется абсурдным. Представьте, что таможенники или работники ГАИ работали бы по этому принципу? А ведь судьи тоже представители нашего общества, они не упали с Луны или Марса. Они такие же люди, с таким же менталитетом.

В итоге сегодня мы имеем разбалансированную судебную систему. Законодательство не обеспечивает ее ответственность ни перед законом, ни перед народом. Более того, многие судьи поняли принцип независимости судей как принцип безнаказанности, безответственности судей за любое решение. И теперь нередко возникают ситуации, когда судьями принимаются спорные, а зачастую абсурдные решения, и нередко наносящие ущерб государству.

Например, недавно судья одного из местных судов по иску неправительственной организации закрыл банковские счета крупнейшей энергокомпании. Данное решение затем было отменено  судом второй инстанции, но угроза ущерба жителям целого региона, как отмечали средства массовой информации, была более чем реальной.

Другой пример еще более удручающий. Летом этого года в стенах Конституционной палаты была развернута целая пиар-кампания против биометрической регистрации граждан. И если бы данный судебный орган признал ее неконституционной, то  на идее честных выборов был бы поставлен жирный крест. И сегодня страну бы сотрясали митинги и пикеты. Единство народа, мир и стабильность в стране были бы под угрозой. 

Фактически вся страна была в заложниках у нескольких судей Конституционной палаты, которые под давлением различных НПО склонялись то к одному, то к другому решению.

Считаю, что это категорически недопустимо!

Уважаемые участники сегодняшнего заседания!

Хочу привести еще один пример. На выборах 4 октября некоторые политики нашли способ обойти требования Конституции о пропорциональной системе выборов Жогорку Кенеш и фактически привели к выборам по мажоритарной системе внутри отдельных партий. За скандалами о незаконном исключении кандидатов из списков наблюдала вся страна. А партийному строительству был нанесен существенный урон. Из-за этого фактически были нарушены требования о квотах для женщин, этнических меньшинств и молодежи.

Прошедшие выборы выявили еще одну закономерность. Очень много бизнесменов ринулись на выборы. Почти все богатеи страны в составе той или иной партии участвовали в предвыборной гонке. Участвовали в качестве кандидатов в депутаты.

Почему я это подчеркиваю? В развитых странах мира богатые люди тоже принимают участие в выборах в парламент. Но в качестве спонсоров тех или иных партий. У нас миллионеры сами рвутся в парламент.

Почему? На мой взгляд, здесь есть две основные причины.

Во-первых, ваш Регламент фактически позволяет депутатам приходить  на сессию всего два-три раза в год. И при этом исправно получать зарплату и иметь все полагающиеся льготы, плюс кабинет и персональный автомобиль. То есть можно иметь статус и льготы депутата, а заниматься своими делами.

Вторая причина – главная, в том, что бизнес все еще чувствует себя незащищенным. Многие думают так: «Кто его знает, что еще будет! А вдруг и в самом деле придет новый Президент в 2017 году. А вдруг этот новый Президент будет таким как Акаев или Бакиев? Или Максим Бакиев? А вдруг снова начнется передел собственности?».

А раз есть такие сомнения, значит наши законы и Конституция дают повод для них.

Урматтуу депутаттар жана Өкмөт мүчөлөрү!

Өзүңүздөр көрүп тургандай, мыйзам чыгаруу ишиндеги кемчиликтер өлкөнүн өсүшүнө залакасын тийгизип, ал тургай улуттук коопсуздукка  коркунуч туудуруп жатат.

Албетте, мындан ары деле билмексенге салып, көрмөксөн болуп көз жумуп койсок болмок. Бирок, бул маселелер өлкөнүн туруктуу өнүгүшүнө, келечегине коркунуч туудуруп жатат.

Ооруну жашырсаң, өлүм ашкере келет деген кыргыздын сөзү бар. Муну унутпасак. Мыйзамдардагы мүчүлүштөр, Конституциядагы кемчиликтер өлкөбүздүн өнүгүшүнө бөгөт болуп баратат. 

Мына ошондуктан мен быйыл жазда Жогорку Кеңештеги үч фракциянын лидерлери Өмүрбек Чиркешович Текебаевдин, Феликс Шаршенбаевич Куловдун жана Чыныбай Акунович Турсунбековдун азыркы Конституцияга оңдоолорду киргизүү боюнча  демилгесин колдогон элем. 

Урматтуу депутаттар!

Өткөн беш жылда көп улуттуу кыргыз эли парламенттик башкаруу өлкөбүзгө туура келерине ынанды. Бирок, ачык айтсак, иш жүзүндө биз дагы эле бир бутубуз менен парламенттик, экинчи бутубуз менен президенттик башкарууда турабыз.

Ошондуктан, менимче, биз бара-бара Европа өлкөлөрүндөй эле толук парламенттик башкарууга өткөнүбүз туура болчудай.

Өткөн парламенттик шайлоодо көрдүңөр, айрым партиялар формалдуу түрдө мыйзам менен Конституцияны бузбаганы менен иш жүзүндө партиялык шайлоону мажоритардык жол менен өткөрдү. Демек, азыркы Конституциядан жылчык таап, мыйзамды буйтап өтө турган “тың” жигиттер  бизде аз эмес.

Ал эми, 2017-жылы кайран элибиз, адаттагыдай бал сөздөргө, акчага алданып, ошондой бир өтө “тың” Президентти шайласа, өлкөнүн башына Максим Бакиевге окшогон, Кыргызстанды “комок” катары көргөн, кыргыз элин кой катары көргөн, бизнесмендерди бир-бирден тоногон, Кудайдан коркпогон Президент келиши толук мүмкүн болуп турат. Анткени, жылаандын аласы тышында, адамдын аласы ичинде болот. Элибиз да ишенчээк. Андай “тыңдарга” азыркы Конституция туруштук бере албайт. Анткени, Баш мыйзамдын өзүндө бир топ карама-каршылыктар бар.

Ошондуктан дагы бир жолу кайталайм! Сактанганды – Кудай сактайт! Президенттин укугун азайтып, накта парламенттик башкарууга өтүп башташыбыз керек. Болбосо элдин шоруна калабыз!

Жогорку Кеңеш бул маселени абдан кылдаттык менен изилдеп, жакшылап карап, анан элдин талкуусуна коюш керек.

Эгер элибиз ынанса, анда колдоп берет.

Унутпагыла! Президенттик шайлоого болгону 1,5 жыл калды.

Урматтуу депутаттар!

Элибиз өткөн шайлоодо сиздерге үмүт, жакшы тилек менен ишеним көрсөттү.

Шайлоодо сиздер үчүн берилген ар бир добуш мойнуңуздардагы аманат экенин эстен чыгарбаңыздар.  Ар бир депутат шайлоочулардын, жалпы элибиздин үмүтүн актоо үчүн таза иштөөгө  милдеттүү.

Албетте, Жогорку Кеңеште өтө курч, олуттуу, ачык-айкын жана  конструктивдүү талаш-тартыштар болот. Бирок ал талаш-тартыштар, ал дебаттар өлкөбүздүн кызыкчылыгына доо кетирбеш керек. 

"Жакшы ниет, жарым ырыс", - деген сөз бар. Кыргызстан азыркы өнүгүү жолунан тайбашы керек. Кадам артынан кадам таштап, чачылганды жыйнап, жакшыны жакшыга улап, ынтымактуу алга басканыбыз туура.

Урматтуу депутаттар!

Урматтуу Өкмөт мүчөлөрү!

Менин жер-жерлерде өткөн жолугушууларымда, көпчүлүк эл азыркы тынчтык менен ынтымакты көздүн карегиндей сактоону өтүнүп жатышты. Анткени, акыркы он жылда эки революцияны, бир ирет улут аралык тополоңду башыбыздан кечирип, тынчтыктын баасын жакшы билип калбадыкпы.

Тынчтык менен ынтымак – элибиздин дөөлөтү. Тынчтык болгондо гана экономика өсүп, ишкерлер иштеп, бакубат турмушту кура алабыз. “Ырыс алды – ынтымак”, - деп акылман аталарыбыз тегин жерден айтпаса керек.

Өлкөбүздөгү тынчтык, ынтымак үчүн баарыбыз, анын ичинде сиздер – депутаттар жана Өкмөт мүчөлөрү – биринчилерден болуп жооптуубуз. Азыркы парламентте дээрлик бардык улуттардын өкүлдөрү бар. Ар бириңиздер өз айылыңыздарда, көчөлөрүңүздөрдө, шаарларыңыздарда ынтымакка үндөй жүрсөңүздөр деп өтүнөм.

Урматтуу мекендештер!

Айтылуу “Манаста”: “Мээнеттен күчтүү дарман жок, мезгилден күчтүү балбан жок” деген ташка тамга баскандай саптар бар. Анын сыңары, биз мурда кандай элек, бүгүн кандайбыз?  Беш, он жылдан кийин, дагы чейрек кылымдан кийин кандай өлкө болобуз?  

Беш жыл эле мурда экономикабыз бүлүнүү абалында, ынтымагыбыз ыдыроо абалында эле. Азыр баары башка.Экономикабыз кудайга шүгүр, жандануу жолуна түштү. Ошону менен бирге руханий кайра жаралууга жол ачылды.

Эл арасында мекенибизге, бири-бирибизге күйүмдүү бололу деген сөздөр көп угула баштады. Көп улуттуу кыргыз элинин өзөгү болгон кыргыздар менен кошо Ала-Тоону жердеген башка улуттар да Кыргызстанды мекеним деп, сыймыктанып баштаганын көрүп жатабыз. Элибизде ойгонгон патриоттук, мамлекетчил сезим өлкөбүздүн боосун бекемдей турганына көзүм жетет.

Баарыбыз бакубат, өсүп-өнгөн өлкөнү куруу үчүн тилектеш, максатташ бололу. Жергебизге келген жакшылыкты, ооматты улайлы. Биз өз өлкөбүздө гана бактылуу болорубузду унутпайлы!

Тескери ой, терс пейилден арылып, оң мүнөздөгү касиет сапаттарга, айкөлдүккө ээ бололу.

Мен толук бойдон ишенем: келечекте Кыргызстан бул региондо эң өнүккөн, эң эркин өлкө болот!

Жараткан элибизге ынтымак, жерибизге берекет берсин!

Жашасын эгемендүү Кыргызстан!

 

6-ноябрь, 2015-жыл
Басып чыгаруу