Поиск по сайту
Поиск по сайту
Президент Кыргызской республики

Отдел политики стратегического развития, экономики и финансов Аппарата Президента Кыргызской Республики

Итоги 2020 года

 

  1. Мониторинг по направлениям (в том числе решения Совбеза):

 

В течение 2020 года отделом проводился мониторинг по вопросам, относящимся к компетенции отдела, в том числе:

  • Мониторинг хода реализации Указа Президента КР «Об объявлении 2020 года Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей» от 8 января 2020 года № 1;
  • Мониторинг хода реализации Национальной стратегии развития КР на 2018–2040 годы и национальных инвестиционных проектов реального сектора, утвержденных Указом Президента КР от 31 октября 2018 года № 221;
  • Мониторинг хода реализации Правительством КР, центральными органами и органами местного самоуправления КР Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», одобренной решением Совета безопасности КР от 14 декабря 2018 года № 2;
  • Систематический мониторинг хода подготовки и прохождения отраслей экономики и населения КР осенне-зимнего периода 2020–2021 года;
  • Систематический мониторинг хода строительства и реабилитации автомобильных дорог (магистральных и в регионах);
  • Мониторинг хода строительства и ремонтно-восстановительных работ 14 объектов здравоохранения;
  • Мониторинг хода внедрения принципа «Единое окно» в сфере архитектуры и строительства;
  • Мониторинг хода реализации фискализации налоговых процедур;
  • Мониторинг хода реализации проектов таза суу и ирригации;

10) Мониторинг хода реализации политики по управлению государственным имуществом (вопросы национализации, обращения в собственность государства, управления компаниями с государственной долей участия);

11) Мониторинг хода реализации политики в регистрационно-учетной сфере (внедрение биометрических загранпаспортов, водительских удостоверений нового образца и т. д.).

 

Информационно-аналитическое обеспечение

Отделом на постоянной основе готовилась информационно-аналитическая информация с предложениями руководству по вопросам финансово-экономической политики, стратегического анализа, в том числе:

  • о ходе реализации проектов, направленных на развитие регионов;
  • о ходе реализации проектов, направленных на цифровизацию страны;
  • финансирование регионов;
  • реализация государственной ипотечной программы;
  • реализация проектов таза суу и ирригации;
  • реализация проектов фискализации налоговых процедур;
  • реализация проектов в рамках грантов КНР;
  • о деятельности свободных экономических зон;
  • исполнение бюджета;
  • реализация национальных инвестиционных проектов;
  • итоги аудита деятельности государственных органов;
  • об итогах социально-экономического развития;
  • ситуация на валютном рынке;
  • о реализации экономических мер, направленных на минимизацию последствий от внешних шоков (во время ЧП);
  • о продовольственной безопасности (рассчитывались остатки запасов по базовым продуктам потребления в разрезе районов республики) (во время ЧП);
  • об обеспечении непрерывной работы промышленных предприятий (во время ЧП);
  • вопросы развития туризма;
  • и другие.

Также отделом готовились информационные справки с позицией отдела по финансово-экономическим вопросам Президенту КР в рамках подготовки к визитам заграницу и рабочим поездкам в регионы страны.

Также отделом готовились предложения на заседания Совета безопасности Кыргызской Республики в связи с пандемией COVID-19.

Взаимодействие с ведомствами и финансовыми инстутами

Отдел осуществлял свою деятельность в тесном взаимодействии с министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и международными финансовыми институтами по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Отдел осуществлял курирование деятельности государственных органов, находящихся в ведении Президента КР (Национальный банк КР, Национальный статистический комитет КР, Счетная палата КР, Агентство по защите депозитов КР, Агентство по ликвидации банков).

В рамках работы по направлению миграции

Принят Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам правового положения соотечественников с иностранным гражданством» (Мекен карт). Инициатива о разработке Мекен карт была поддержана Президентом КР на заседании Совета по взаимодействию с соотечественниками за рубежом при Президенте КР.

Статус Мекен-карт дает его обладателю, соотечественнику с иностранным гражданством, равные права с гражданами КР: право на свободный въезд и выезд в/из КР без оформления визы, проживание и возможность трудиться в КР без оформления вида на жительство и разрешения на работу, а также права на получение услуг образования и медицины наравне с гражданами КР.

Аппаратом Президента КР активно велась работа по обсуждению данного законопроекта на различных площадках с участием членов Совета по взаимодействию с соотечественниками за рубежом при Президенте КР, государственными органами, экспертами, представителями неправительственных организаций.

Подготовлен проект программы «Мекеним», предусматривающей возможность для мигрантов на льготных условиях открыть в КР малый и средний бизнес по принципу «1+1». Данная инициатива была предложена Аппаратом Президента КР после изучения данного инструмента по активизации участия мигрантов в развитии экономики страны по опыту Молдовы.

Министерством экономики разработан проект программы, который внесен на рассмотрение членов Совета по взаимодействию с соотечественниками за рубежом при Президенте КР. Данная инициатива активно поддержана участниками заседания. На сегодняшний день проект программы находится на рассмотрении Аппарата Правительства КР.

Совместно с Государственной службой миграции при Правительстве КР, МИД КР с марта по июнь  2020 года на постоянной основе осуществлялся мониторинг положения мигрантов в странах пребывания в период пандемии коронавируса COVID-19. Поддерживалась связь с представительством Государственной службы миграции при Правительстве КР в Российской Федерации, членами Совета по взаимодействию с соотечественниками за рубежом при Президенте КР. На основе мониторинга решались вопросы об оказании поддержки мигрантам, так было направлено письмо в Правительство КР о необходимости выделения средств на поддержку трудящихся мигрантов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в стране миграции. Правительство КР выделило 15 млн сомов для поддержки трудовых мигрантов, оставшихся в России и Объединенных Арабских Эмиратах.

В рамках работы по направлению демографии

Отделом инициировано исследование «Анализ ситуации в области народонаселения в Кыргызской Республике». Подготовлен проект публикации. На основе исследования разработан проект Концепции демографической политики Кыргызской Республики на долгосрочный период.

                 

  1. За отчетный период в отдел на исполнение поступило 1939 документов, из них 187 обращений граждан. Отделом обработано 1213 документа, из них 350 служебных записок, из них 281 документ на имя руководства.

 

  1. Нормативные-правовые акты

Отделом разработаны 3 проекта Указа Президента КР и 6 проектов распоряжений Президента КР.

Так за отчетный период подписаны руководством страны 3 Указа Президента КР:

  • Указ Президента КР «Об объявлении 2020 года Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей» от 8 января 2020 года
    № 1 (совместно с другими структурными позразделениями Аппарата Президента КР);
  • Указ Президента КР «О неотложных мерах по активизации внедрения цифровых технологий в государственное управление Кыргызской Республики» от 17 декабря 2020 года № 64;
  • Указ Президента КР «Об утверждении Положения о Национальном статистическом комитете Кыргызской Республики» от 22 сентября 2020 года № 178.

Подписаны Президентом КР 6 распоряжений.

Проводилась экспертиза законов КР, принятых ЖК КР, поступивших на подписание Президентом КР, общее количество составляет более 110.

 

  1. Посещения, мероприятия с участием Президента КР и руководств Аппарата Президента КР (Форумы, конференции, встречи с Президентом и др.)

Отделом было организовано и проведено более 60 встреч с руководителями государственных органов, финансовых учреждений, международных финансовых институтов с участием Президента КР, на которых рассматривались вопросы, относящиеся к компетенции отдела, в том числе:

  • развитие регионов;
  • цифровизация в государственном управлении, управлении государственным имуществом;
  • финансирование бизнес-проектов, в том числе регионов;
  • реализация проектов таза суу, ирригации, в сфере энергетики, инвестиционных проектов;
  • денежно-кредитная политика;
  • бюджетно-налоговая политика;
  • о ходе строительства автодорог и перспективы развития дорожной отрасли;
  • меры по восстановлению экономики в период распространения коронавирусной инфекции;
  • обеспечение продовольственной безопасности, развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
  • фитосанитарная и ветеринарная безопасность;
  • экологическая и техническая безопасность;
  • подготовка к осенне-зимнему периоду;
  • привлечение средств для поддержки бюджета и борьбы с распространением коронавирусной инфекции;
  • и другие.

На вышеуказанные встречи отделом были подготовлены информационно-аналитические материалы с рекомендациями и предложениями государственным органам по развитию отраслей экономики, активизации приоритетных мероприятий, направленных на развитие регионов и цифровизацию страны. В последующем осуществлялся мониторинг выполнения указанных предложений и рекомендаций.

Отделом было организовано и проведено 2 конференции/видеоконференции с участием Президента КР:

  • 4 июня 2020 года проведена видеоконференция с руководителями регионов страны, мэрами городов Бишкек и Ош. Целью цифрового диалога с регионами являлось обсуждение актуальных вопросов развития регионов и цифровизации страны, а также мер по борьбе с коронавирусной инфекцией в регионах;
  • 28 декабря 2020 года проведена Конференция «Основные направления цифровизации в Кыргызской Республике: перспективы и вызовы»
    (в Государственной резиденции Президента КР).

 

  1. ЕАЭС (информация о подготовке к заседанию Высшего Евразийского экономического совета, подготовка материалов и др.)

В 2020 году прошло два очередных заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) (19 мая и 11 декабря 2020 года) и одна рабочая встреча членов ВЕЭС (14 апреля 2020 года), в рамках подготовки к которым отделом готовились аналитические записки, позиционные справки.  

По результатам вышеуказанных заседаний были приняты важные решения и документы, направленные на развитие республики:

  • Утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Стратегические направления разработаны Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и правительствами государств-членов, содержат перечень конкретных мер и механизмов по достижению стратегических целей Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В данный документ включены 49 инициативных предложений Кыргызской Республики по следующим направлениям: полное устранение барьеров и сокращение изъятий; совершенствование таможенного регулирования; защита и гарантия качества, безопасность обращаемых товаров; цифровое пространство; выработка механизмов целевого содействия экономическому развитию; совместные кооперационные проекты; научно-техническое сотрудничество; обеспечение максимально действенного функционирования выполнения принятых договоренностей; расширение экономического сотрудничества в области образования, здравоохранения, туризма и спорта.

  • Утверждены основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов Евразийского экономического союза на 2020–2021 годы.

Документ включает комплекс национальных и интеграционных мер по улучшению экономической ситуации в государствах-членах и минимизации экономических последствий внешних шоков, связанных с пандемией и резким снижением сырьевых цен.

  • Утверждены Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2021 год.

В документе отражены ключевые векторы и практические приоритеты международной деятельности ЕАЭС на следующий год, обозначены уже созданные механизмы сотрудничества с третьими странами, региональными интеграционными объединениями и международными организациями, с которыми планируется углубление сотрудничества в 2021 году, а также потенциально перспективные направления международного сотрудничества.

  • Рассмотрен вопрос формирования общего рынка газа, в котором кыргызской стороной было отмечено о необходимости недискриминационного подхода по доступу к инфраструктуре для транспортировки газа вне зависимости от страны происхождения в целях обеспечения внутренней потребности государств-членов Союза.
  • Ратифицировано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся стран ЕАЭС.

Основной целью Соглашения является обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств-членов, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между странами.

  • Кыргызской стороной инициированы вопросы социальной защиты и обеспечения трудящихся в государствах-членах Союза, равно как и их семей.

Поднят вопрос распространения действия обязательного медицинского страхования на членов семей трудящихся. Также было отмечено, что Кыргызская Республика готова к обсуждению и созданию дополнительных механизмов доступа к рынку труда ЕАЭС с учетом необходимых эпидемиологических требований.

  • Кыргызская Республика присоединилась к пилотному проекту в рамках ЕАЭС «Путешествую без «COVID-19». Данное решение было принято с учетом необходимости выработки общих подходов к смягчению ограничительных мер и возобновлению транспортного сообщения и пассажирских перевозок в Евразийском экономическом союзе.
  • Также кыргызской стороной было предложено рассмотреть возможность обеспечения свободы транзита товаров и грузов, следующих из Европы и Украины в Кыргызскую Республику.

 

  1. Инфраструктурные проекты (Таза суу, ирригация, проекты в энергетике и др.)

В течение 2020 года отделом осуществлялся мониторинг хода реализации инвестиционных проектов:

  • ­строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан;
  • строительство газопровода Китай-Кыргызстан;
  • CASA-1000 «Центральная Азия-Южная Азия 1000 МВт», реализация которого позволит экспортировать излишки гидроэлектроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан;
  • реабилитация Токтогульской ГЭС и Атбашинской ГЭС;
  • модернизация аэропортовой инфраструктуры и развитие региональных аэропортов через механизм ГЧП;
  • привлечение инвестиций в нефтегазовую отрасль путем сотрудничества с группой компаний Газпром;
  • »Digital CASA — Кыргызская Республика», реализация которой позволит улучшить доступ к сети Интернет и снизить его стоимость, привлечь частные инвестиции в ИКТ-сектор и повысить потенциал Правительства КР в сфере предоставления электронных государственных услуг.

Кроме этого, Отделом осуществлялся мониторинг хода реализации проектов таза суу и ирригации.

В 2020 году учитывая пандемию коронавируса и ограниченности финансовых средств республиканского бюджета, на конец 2020 года, по таза суу завершены строительно-монтажные работы в 70 селах и 3 городах. Кроме этого, в 2020 году по обеспечению чистой питьевой водой были ратифицированы кредитные и грантовые соглашения по 4 проектам на общую сумму 38,0 млн евро.

По состоянию на конец 2020 года, по ирригации за счет выделенных средств из республиканского бюджета ведутся проектные работы по 13 объектам, по 2 объектам проектные работы завершены, строительные работы ведутся на 10 водохозяйственных объектах (из них 7 объектов из госпрограммы, 3 объекта вне программы). 

В 2020 году привлечены и осваиваются средства Исламского банка развития и грантовые средства КНР  на общую сумму 635,0 млн сомов.

В 2020 году практически завершен ввод двух объектов за счет грантовых средств КНР: «Строительство канала Р-4вх и наращивание существующего канала Р-4 в Баткенском районе» и «Реконструкция канала Ак-Олен в Тонском районе».  

  

  1. Площадки (Комитеты, Советы и др.)

 

Отделом обеспечивается деятельность следующих советов и комитетов:

  • обеспечение деятельности Национального совета по устойчивому развитию (анализ, мониторинг и оценка реализации НСР 2040, выработка рекомендаций по корректировке НСР 2040, обеспечение взаимодействия со всеми ветвями власти);
  • обеспечение деятельности Совета по связям с соотечественниками зарубежом при Президенте КР (поддержание взаимодействия с соотечественниками зарубежом, диаспорами кыргызстанцев в целях привлечения их в процесс развития КР). Подготовлен план работы Совета по связям с соотечественниками за рубежом при Президенте Кыргызской Республики. На постоянной основе осуществляется мониторинг исполнения плана. В настоящее время государственные органы исполняют план мероприятий по исполнению Решения по итогам заседания Совета, состоявшегося 1–2 августа 2019 года;
  • обеспечение деятельности Комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию (анализ, мониторинг качественной реализации рекомендаций Комитета, обеспечение тесного взаимодействия с всеми заинтересованными сторонами по вопросам развития промышленности).

 

  1. Планы мероприятий, решения Советов и Комитета, а также мониторинг их исполнения

Отделом на постоянной основе осуществляется мониторинг:

  • исполнения рекомендаций Комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию;
  • реализации Национальной стратегии развития КР до 2040 года;
  • исполнения плана мероприятий по исполнению Решения по итогам заседания Совета по связям с соотечественниками зарубежом при Президенте КР, состоявшегося 1–2 августа 2019 года;
  • хода исполнения Правительством КР мероприятий, разработанных по итогам поездок Президента КР в регионы и зарубежные страны.

 

 

4 января 2021